|
|
|
|
О ГРУШИНСКОМ-2007! |
|
Хочу поделиться своими субъективными впечатлении о XXXIV-ом Грушинском Фестивале и высказать некоторые соображения.
Фестиваль, на мой взгляд, был не просто удачным, он был лучшим из четырех, на которых мне довелось побывать. Грушенки 2004-2006 годов практически ни чем не отличались друг от друга: одни и те же песни, одни и те же лица, одни и те же мероприятия. То, что поначалу казалось интересным, на третий раз стало надоедать и даже раздражать. Даже плюсы и минусы фестиваля были неизменно одинаковыми – никакого движения. А в этом году произошел сильнейший скачок, фестиваль 2007-го оказался на порядок лучше тех, предыдущих, какой-то резкий поворот темы произошел и в форме, и в содержании, и в настроении фестиваля. Все ожило, все изменилось, - остались главные традиции, без которых Грушенка перестала бы быть собой, но появилось много новшеств, которые сделали фестиваль снова молодым, энергичным и жизнеспособным.
Я не буду много и подробно писать о том, почему я поехал на этот фестиваль, а не на другой, проходивший на старом месте. Все мы люди взрослые, и каждый желающий разобраться, совершив небольшое погружение в историю вопроса, подключив к этому мозги и душу, разберется в этом очень легко – было бы желание. Доказательство тому – неожиданно большое количество людей, приехавших на Федоровскте луга. Такое количество зрителей - первое, что поразило и сразу настроило на позитивный лад. Признаюсь, я был о людях худшего мнения, я не предполагал, что так много людей в наше время способно адекватно разобраться в сложившейся ситуации и сделать осознанный выбор. Значит, у нас есть настоящий, вдумчивый слушатель; значит, есть, для кого писать песни и исполнять их. В конце концов, значит, мы не зря это делаем.
Присоединяюсь ко всем словам благодарности к Грушенскому Клубу, к оргкомитету фестиваля, к этим одержимым и щедрым людям, сумевшим в труднейших условиях подготовить и провести великолепный Праздник. (Мало кто знает, что они вкладывали в это дело не только силы, но и средства – чтобы фестиваль состоялся, отдавали в его фонд свои небольшие зарплаты. Это - без комментариев.)
На фестивале было какое-то невероятное, давно забытое дружелюбие и единение. Даже в гостевом лагере никогда я раньше не наблюдал столь теплой компанейской сплоченности, такой человечной заинтересованности друг другом и неравнодушия к происходящему вокруг фестиваля. Мне кажется, это ощущение можно определить так: все мы, бывшие на этом фестивале, были НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ – не зависимо от статуса, должности, стажа и пр. Было Дело, была Идея – и все мы были в ней заодно. Дай Бог, чтобы это положение вещей сохранилось и на «внефестивальное» время.
Весьма порадовали итоги конкурса – всего три лауреата, но зато каких! Первый случай, когда я помню всех поименно – не потому, что их мало, а потому, что они действительно запоминаются, и с их творчеством хочется познакомиться подробнее. Кира Малыгина, Никита Дорофеев, ансамбль «Унисон» - по-моему, очень достойные лауреаты. Следует отметить, что председательствовал в жюри (кажется, впервые) Алексей Иващенко. При всем моем уважении к В.Егорову и А.Городницкому, возглавляющих жюри нескольких последних фестивалей, Иващенко – художник, находящийся, так сказать, в форме и в теме, точно чувствующий время и разбирающийся не только в поэзии, но и в музыке, да к тому же и один из тех пионеров, что стали расширять границы авторской песни и дали ему когда-то второе дыхание. Такой председатель жюри – еще одна несомненная удача фестиваля.
О Концерте на Горе говорю то же – это был лучший концерт из тех, что я видел. Лаконичный (он длился короче, чем обычно), очень точно выстроенный драматургически и композиционно, с мощной кульминацией в виде акустического выступления «ДДТ» и неожиданным финалом – исполнением машиновременского «Поворота» сборным составом участников. Что касается количества зрителей, то мне не показалась, что их было меньше обычного, просто на этой Горе зрители рассеивались более вширь, а не вверх, как на прежнем месте.
Совершенно удивительное ощущения осталось от заключительного концерта в ночь на понедельник. Проливной дождь, огромная лужа посреди зрительной поляны и отсутствие электричества не помешали концерту, а наоборот сделали его единственным в своем роде. На одной сцене собрались Ирина Сурина, Дмитрий Бикчентаев, Алексей Иващенко, Тимур Ведерников, Виктор Забашта, Виталий Калашников, Ксения Полтева, Дмитрий Щеглов, Павел Фахртдинов, Рома Ланкин, Саша Щербина, Кира Малыгина, Рома Филиппов, Алина Симонова, Маша Булат и Юра Ельский, Никита Дорофеев, Оля и Таня из ансамбля «Тибитет», Лева из «Адриана и Александра»… Всех даже и не припомнить... Пели без микрофонов, передавая друг другу гитары, приплясывая. Никогда я не испытывал такого восхищения своими зрителями и своими коллегами, как во время этого концерта. Вот это был настоящий рок-н-ролл и настоящая бардовская песня! (Жаль, что Георгий Васильев уехал раньше – он бы, мне кажется, оценил.)
Кстати, о рок-н-ролле и бардовской песне… Фестиваль натолкнул меня на некоторые размышления, которыми тоже хочу поделиться. Мне давно уже надоели попытки столкнуть лбами бардовскую песню и рок-музыку, все эти выяснения, кто лучше, а кто хуже, кто жив, а кто мертв и т.д. Мне кажется, что занимающиеся этими сравнениями люди не особо компетентны – их представления о том и о другом суть печальный результат глобальной подмены понятий, которой занимаются сегодняшние СМИ. Вот кому бы не мешало на Грушенке побывать!
Лично я не вижу никакого противоборства между русской бардовской песней и русским роком (блюзом, рок-н-роллом…). Для меня все это вместе и есть Авторская Песня, которая – не жанр, а отдельный вид искусства. За чистоту жанра можно радеть; радеть же за чистоту искусства – бессмысленно, только в разнообразии жанров оно и существует, развивается. Жанры должны смешиваться – дополняя, расширяя и обогащая друг друга. Рок, на мой взгляд, сегодня не является антагонистом бардовской песни, а наоборот – сообщником, коллегой и помощником. Еще точнее – младшим братом. И их отношения следует рассматривать как братские. Когда рок был совсем еще юным, разница в возрасте ощущалась довольно сильно и потому весьма болезненно: уже зрелый опытный бард со своими сложившимися традициями и молодой, но ранний, чрезвычайно нахальный и вызывающий рок. С течением времени разница сгладилась: рок порядком постарел, а, стало быть, и возрастная развилка чувствуется теперь не так явно. Чем старше становятся эти братья, тем лучше они понимают друг друга, тем сильнее их взаимоуважение, взаимовлияние и взаимопомощь. Жизненные координаты, система непреходящих ценностей у них одна. Весь классический репертуар русского рок-н-ролла, все лучшие его образцы написаны авторами, выросшими и сформировавшимися в том числе и на песнях первой бардовской волны – и это чувствуется. Все нынешние стОящие произведения в этом жанре опять же созданы людьми, знающими и уважающими бардовскую песню и ранний русский рок-н-ролл. То, что стоит не на традиции, а на пустом месте, на отрицании и самолюбовании, обречено на скорое забвение. Только, чувствуя свои культурные корни, можно вырастить на дереве своего творчества по-настоящему живые плоды (а вот уже сами плоды могут быть совершенно разными). Знаю по себе: насколько я стал богаче, когда, после поездок на фестиваль, принялся слушать пропущенных мной в юности авторов и открыл для себя целый мир, чуть было не проскочивший мимо моих ушей (ладно бы только ушей, так ведь мимо души все это могло проскочить!)
Лично я вижу будущее бардовской песни и рока в тесном взаимодействии, в дружбе. Только вместе мы можем выжить в эти тяжелые для отечественного искусства времена, не раствориться в кислоте шоу-бизнеса и не почить в болоте андеграунда, а быть услышанными и дать людям что-то новое и интересное. Потому что дело не в чистоте жанра, а в чистоте души. Грушенский автор или не грушинский – понимание этого возникает не из арсенала инструментов, используемых им на сцене, и не тембра голоса, не из подачи, а из чего-то совершенно иного, чего никто никогда сформулировать не сможет. Не стоит бояться ухода от главной фестивальной темы - ничто чуждое по духу все равно здесь не приживется, Грушенка сама отсеет лишнее и останется собой.
Все это я говорю к тому, что Грушинский фестиваль – это место, где такая дружба уже свершается, она уже существует несколько лет и дает свои реальные всходы. Рок-авторы и барды давно уже не противопоставляются здесь друг другу, стоят в одном лагере, выступают на одной сцене, вместе поют песни – бардовские, рокерские, народные, эстрадные, киношные. Дружат человечески и творчески. И XXXIV-й показал, что у такого содружества есть большие перспективы.
(Кстати, именно имея в виду эти наследственность и преемственность, мы, группа «Зимовье Зверей», выступая на Гитаре, соединили стихотворение «Поэзия» с песней «Всегда готов к рок-н-роллу». Это был рискованный шаг - до этого фестиваля я некоторым образом стеснялся своего «рок-н-ролльного шлейфа» в бардовской среде и старался петь песни потише; но, мне кажется, такой синтез вписался в концепцию фестиваля и, судя по отзывам, был понят правильно.)
Что будет дальше? Мои прогнозы таковы: успех фестиваля скорее всего доставит ему новые трудности, новую волну нападок и провокаций, искажения фактов или замалчивание их (судя по некоторым публикациям, процесс уже пошел) вплоть до новых попыток стереть его окончательно с лица отечественной культуры. И уберечь фестиваль, сохранить его – дело всех нас: и зрителей, и участников. Нам всем надо помогать фестивалю: рассказывать о нем людям, подкидывать идеи и принимать участие в их реализации. Потому что это наш фестиваль, наш праздник, мы не должны оказаться на нем лишними. Главное не впадать в эйфорию и отдавать себе отчет, что новый этап истории Грушинского только начинается.
И еще – одно важное замечание. Надо помнить, что авторская песня никогда не была «искусством для искусства», она всегда занимала позицию – гражданскую и человеческую, - и суть этой позиции во все времена была нонконформистской. Я думаю, что вы поняли, к чему это я.
А вообще, для меня главный итог фестиваля не специфически-профессиональный, а общечеловеческий: я стал лучше думать о людях, поверил в их умственные и душевные возможности. А мне этого очень не хватало в последнее время.
Спасибо, люди.
Константин Арбенин
СПб, 14.07.07.
|
|
Добавлено:
14 июля 2007 |
|
|
|
|